Симфония мужества и надежды: 7-я симфония Дмитрия Шостаковича
Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, которую мы часто называем просто «Ленинградской», — это нечто большее, чем просто музыкальное произведение. Это одно из самых мощных и пронзительных музыкальных произведений XX века. Символ несгибаемой воли, стойкости и надежды на светлое будущее, даже когда вокруг бушует тьма. Она родилась в блокадном Ленинграде, в самое пекло Великой Отечественной войны, и стала голосом сопротивления, гимном мужеству простых людей, оказавшихся лицом к лицу с невероятными испытаниями. Это музыка, которая не оставляет равнодушным, которая заставляет сопереживать, думать и чувствовать.
В этой статье мы попробуем заглянуть за кулисы «Ленинградской» симфонии, разгадать ее тайны, проследить ее невероятный путь к мировой славе, и, конечно, поделимся интересными деталями, которые, надеюсь, помогут вам услышать эту музыку по-новому, почувствовать ее сердцем.
Как рождался шедевр: Музыка, выкованная в огне блокады
Создание Седьмой симфонии – это драматичная история, неразрывно связанная с трагическими событиями Великой Отечественной войны. Это часть истории нашей страны, трагическая и героическая одновременно. Летом 1941 года, когда фашистская Германия обрушилась на Советский Союз, Дмитрий Шостакович, уже известный и признанный композитор, находился в родном Ленинграде. В начале Великой Отечественной войны Дмитрий Шостакович, как и многие, верил в быструю победу. Поражения первых месяцев он считал следствием внезапного нападения немецких войск.
22 или 23 июня композитор подал заявление о добровольном вступлении в Красную армию. Но получил отказ с предложением подождать. После речи Иосифа Сталина, призывающей граждан вступить в народное ополчение, Шостакович снова обратился с просьбой о зачислении. Он отправился на сборный пункт при заводе «Полиграфмаш», где формировалась третья дивизия народного ополчения для отправки в район Красного Села. Однако даже в этот раз Шостакович не попал в армию. По просьбе друзей его направили на строительство оборонительных сооружений в Ленинграде.
Он продолжал работать в консерватории до 1 июля. После этого не ушёл в отпуск и снова попытался записаться в ополчение, опасаясь, что о нём забыли. Тогда ему предложили руководить музыкальной частью Ленинградского театра народного ополчения. В его составе были баянисты, что не соответствовало желаниям композитора. Шостакович снова стал просить о зачислении в армию. Военный комиссар пытался убедить его, что на музыкальном поприще он принесёт больше пользы.
После этой попытки композитора освободили от музыкальной работы в театре и даже хотели эвакуировать из города без его согласия. В итоге после настойчивых обращений Шостакович был зачислен в пожарную команду противовоздушной обороны. Из этого периода сохранились фотографии, на которых он в пожарной каске и комбинезоне. Его обязанности включали тушение горящих зданий и другие противопожарные работы для защиты города.

По некоторым данным, тема первой части симфонии была написана Шостаковичем до войны — в конце 1930-х годов или 1940 году. Это была вариация на неизменную тему в форме пассакальи, похожая по композиции на «Болеро» Мориса Равеля. Простая тема, казавшаяся безобидной, развивалась на фоне стука малого барабана и стала символом подавления. В 1940 году Шостакович показал это произведение коллегам и ученикам, но не публиковал и не исполнял его публично.
Летом 1941 года, когда началась работа над новой симфонией, пассакалья превратилась в большой вариационный эпизод, заменивший разработку. Первая часть была закончена в августе. Близкий друг композитора, литературовед Исаак Гликман, вспоминал, как в первых числах августа 1941 года Шостакович пригласил его домой. Дмитрий Дмитриевич выглядел уставшим и задумчивым. Он показал начало произведения, которое, возможно, «никому не понадобится в такой войне». Композитор сыграл «возвышенно-прекрасную» экспозицию и тему вариаций, изображающую фашистское нашествие.
Они оба были взволнованы, и Шостакович даже прослезился.
После этого композитор сказал: «Я не знаю, как сложится судьба этого произведения. Досужие критики, наверное, упрекнут меня в подражании «Болеро» Равеля. Пусть упрекают, а я так слышу войну». Встретившись с Михаилом Зощенко, Шостакович рассказал, что работает над новой симфонией. На вопрос о теме произведения композитор ответил: «Пожалуй, точной темы нет. Но в общем это военная тема, борьба, героизм советского народа».
Общение с композитором произвело на Зощенко большое впечатление. В статье «В эти дни» он отметил: «За тонкими чертами лица — мужество, сила и непреклонная воля». С 1 сентября авианалёты участились, и Шостакович с семьёй часто скрывался в бомбоубежище. Там он старался не задерживаться и работал над чистовой партитурой первой части, которую закончил 3 сентября. В сентябре 1941 года, когда Ленинград был в блокаде, композитор написал вторую часть и начал работать над третьей.
Все три части симфонии он писал в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте. Именно в эти страшные дни, под аккомпанемент взрывов и артиллерийской канонады, в его голове начал рождаться замысел нового произведения, которое должно было стать памятником стойкости ленинградцев, их невероятному мужеству и несокрушимой вере в победу. Шостакович работал в адских условиях: голод, холод, непрекращающиеся бомбежки, смерть близких – всё это оставляло глубокий след в его душе и, конечно, находило отражение в музыке.
Первые три части симфонии были написаны в осажденном Ленинграде. Но в октябре 1941 года Шостаковича вместе с семьей эвакуировали в Куйбышев (сейчас это Самара). Там, в относительном спокойствии, он и завершил работу над четвертой частью. Он писал невероятно быстро, словно чувствуя, что времени остается совсем мало. Позже композитор говорил, что Седьмая симфония – это “реквием по всем жертвам фашизма, реквием по Ленинграду”. В этих словах – вся суть произведения.
Триумф сквозь тернии: «Ленинградская» покоряет мир
Премьера Седьмой симфонии состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве. Исполнял ее оркестр под управлением Самуила Самосуда. Успех был оглушительным. Но настоящая, всемирная слава пришла к «Ленинградской» после ее исполнения за границей.
19 июля 1942 года симфония прозвучала в Лондоне, а уже 9 августа того же года – в Нью-Йорке. Американскую премьеру транслировали по радио на всю страну, и это вызвало невероятный резонанс. Музыка Шостаковича тронула сердца миллионов людей, она стала символом борьбы за свободу, символом сопротивления злу.
Но, пожалуй, самым значимым и пронзительным было исполнение симфонии в блокадном Ленинграде. 9 августа 1942 года, в разгар осады, когда город умирал от голода и холода, оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга смог исполнить Седьмую симфонию в Большом зале Ленинградской филармонии. Представьте себе: чтобы этот концерт состоялся, музыкантов отзывали с фронта, а советская артиллерия получила приказ подавить немецкие огневые точки.

Это был не просто концерт, это был акт невероятного мужества, акт непокорности. Музыка стала для жителей блокадного города лучом надежды, символом того, что Ленинград выстоит, что добро победит зло. Говорят, многие слушатели не могли сдержать слез, вспоминая погибших, но при этом веря в то, что победа будет за нами.
Музыкальная архитектура: О чём говорит каждая часть симфонии
Седьмая симфония – это масштабное, многогранное произведение, в котором каждая часть имеет свой неповторимый характер и передает определенную гамму чувств. Общее время звучания примерно 1 час 24 минуты.
I часть. Allegretto: Здесь мы слышим мирную, счастливую жизнь. В музыке – светлые, радостные образы. Но эта идиллия постепенно нарушается вторжением зловещей «темы нашествия». Она нарастает медленно, неумолимо, словно приближающаяся военная машина, превращаясь в апофеоз ужаса и разрушения.
II часть. Moderato (poco allegretto): Эта часть – словно лирическое воспоминание о мирном времени. Это образы природы, красота человеческих чувств, светлая грусть и надежда на лучшее.
III часть. Adagio: Это трагическая элегия, полная скорби и печали о погибших, о разрушенных городах и сломанных жизнях. Это размышление о цене войны, о смысле жизни и смерти.
IV часть. Allegro non troppo: Финал – это гимн жизни, победа света над тьмой, добра над злом. Музыка начинается тревожно и мрачно, но постепенно становится всё более светлой, энергичной и завершается мощным, торжественным аккордом. Это – надежда на возрождение, вера в будущее.
Факты о «Ленинградской» симфонии
• Зловещая тема нашествия: Самая узнаваемая тема симфонии – это, конечно, «тема нашествия». Сам Шостакович говорил, что она начала зарождаться в его голове еще до начала войны, словно предчувствие грядущей катастрофы.
• Число 13 и симфония №7: Композитор закончил «Ленинградскую» в Куйбышеве 29 декабря 1941 года. Это была его тринадцатая симфония, и он долго сомневался, стоит ли ее так называть. Но все же решился, и этот номер стал символом сопротивления и победы.
• Музыканты на грани истощения: Чтобы исполнить симфонию в блокадном Ленинграде, музыкантов отзывали с фронта. Шестнадцать истощённых музыкантов не могли играть как полноценный симфонический оркестр. Чтобы восполнить его состав, по радио объявили о наборе музыкантов всех специальностей, проживающих в городе. И люди стали приходить… Многие были истощены голодом и болезнями, но, превозмогая слабость, они играли так, словно это был последний концерт в их жизни. 9 августа оркестр дал свой самый известный концерт в блокадном городе — прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича.
Из воспоминаний Ксении Матус, гобоистки оркестра. 30 марта 1942 года:
«Когда я пришла на радио, мне в первую минуту стало страшно. Я увидела людей, музыкантов, которых хорошо знала... Кто в саже, кто совершенно истощён, неизвестно во что одет. Не узнала людей. На первую репетицию оркестр целиком ещё не мог собраться И если бы не Карл Ильич Элиасберг, не его напористый, героический характер, никакого оркестра, никакой симфонии в Ленинграде не было бы. Его на репетиции привозила на саночках жена. Помню, как на первой репетиции он сказал: "Ну, давайте...", поднял руки, а они — дрожат... Так у меня и остался на всю жизнь перед глазами этот образ, эта подстреленная птица, эти крылья, которые вот-вот упадут, и он упадёт... Вот так мы начинали работать. Понемножку набирались силёнок…».
• Маэстро Элиасберг: Дирижёр Карл Элиасберг – это настоящий герой. Именно благодаря его мужеству и самоотверженности симфония прозвучала в осажденном городе. Он сделал всё возможное, чтобы собрать оркестр и подготовить исполнение в нечеловеческих условиях.

Из воспоминаний Карла Элиасберга:
«...давали себя знать жестокий голод, отсутствие транспорта, непрерывные бомбёжки и обстрелы. Каждый день мы узнавали о смерти товарищей. По дороге на репетицию упал и вскоре умер скрипач Срабьян. До последней минуты был с нами артист оркестра Лейбенкрафт».
• Моральный компас для солдат: Многие историки утверждают, что «Ленинградская симфония» оказала огромное влияние на боевой дух советских солдат и простых граждан. Она стала символом стойкости, непокорности и веры в победу.
• Музыкальный мемориал: «Ленинградская симфония» – это не просто музыка, это памятник героизму жителей Ленинграда, символ их мужества и несгибаемой воли.
Из воспоминаний композитора Валериана Богданова-Березовского:
«Нельзя говорить о впечатлении от исполнения симфонии. Это было потрясение, которое испытывали все – и слушатели, и исполнители, читавшие нотные листы, точно живую повесть о самих себе».
«Ленинградская симфония» сегодня: эхо истории, зовущее в будущее
Прошло уже больше восьмидесяти лет с момента создания «Ленинградской» симфонии, но она по-прежнему вызывает сильные эмоции. Ее музыка заставляет нас сопереживать, помнить о прошлом и думать о будущем. Она звучит на лучших концертных площадках мира, напоминая о трагедии войны и о том, как важно бороться за мир и свободу.
Эта симфония – послание из прошлого, которое актуально и сегодня. Напоминание о том, что даже в самые темные времена человек способен сохранить веру в добро и справедливость. Это бессмертное творение Дмитрия Шостаковича будет и дальше вдохновлять нас на подвиги и на борьбу за лучшее будущее.
Вместо заключения: Музыка, говорящая правду о самом главном
Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича – это произведение, которое невозможно слушать равнодушно. Она заставляет нас задуматься о вечных ценностях, о жизни и смерти, о войне и мире. Эта музыка говорит правду о трагических событиях прошлого, напоминая нам о том, как важно беречь мир и бороться за справедливость. «Ленинградская симфония» – это не только памятник героизму ленинградцев, но и предостережение будущим поколениям о том, к чему может привести война.
Слушая «Ленинградскую симфонию», мы должны помнить тех, кто отдал свои жизни за свободу и мир. Мы должны ценить каждый день, каждое мгновение, и делать всё возможное, чтобы создать лучшее будущее для себя и для своих детей. Музыка Шостаковича – это не просто искусство, это призыв к действию, призыв к миру, справедливости и состраданию. Это то, что нужно услышать каждому.
