Василий Васильевич Кандинский
Василий Васильевич Кандинский – русский художник и теоретик искусства, считается одним из основоположников абстракционизма и выдающихся представителей авангарда XX века. Его работы оказали значительное влияние на развитие современного искусства и продолжают вдохновлять художников по всему миру. Один из основателей группы «Синий всадник».
Биография
Василий Кандинский родился 16 декабря 1866 года в Москве в семье бизнесмена. Родился в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832—1926) — представителя старинного кяхтинского рода Кандинских, которые считали себя потомками правителей мансийского Кондинского княжества. Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец — троюродным братом известного психиатра В. Х. Кандинского. Философ Александр Кожев приходился ему племянником. После завершения школы он начал изучать юриспруденцию и экономику, но позднее решил посвятить свою жизнь искусству. Возможно, самое большое влияние на его решение стать художником оказала выставка импрессионистов в Москве в 1896 году. Особенно Клод Моне и его картина «Стог сена» произвели на него неизгладимое впечатление. В письме своему научному руководителю он отметил, что желает оставить научные занятия и полностью посвятить себя живописи. Вскоре после этого он отказался от должности приват-доцента в Дерптском университете и в 1896 году отправился учиться живописи в Мюнхен (Германия), где позже стал профессором в известной Школе искусств и ремесел.
Там он стал частью мюнхенского русского художественного сообщества, где общался и работал рядом с другими русскими художниками. Он также посещал частную студию Антона Ажбе для обучения живописи, однако не нашел там полного удовлетворения и покинул её позже.
В 1898 году Василий Кандинский принял участие в выставках Товарищества южнорусских художников в Одессе, представив там свою картину «Одесса. Порт» и несколько ранее написанных этюдов. Затем поступил в Мюнхенскую академию художеств, где обучался у Франца фон Штука до 1901 года.
Кандинский также много путешествовал, посещая различные страны, включая Северную Африку, Италию, Францию, а также Одессу и Москву. Он стал членом художественного объединения «Фаланга» и организовал при нём школу (Münchner Malschule Phalanx), где сам же преподавал.
Летом 1902 года, находясь в немецком городке Каллмюнц, Кандинский познакомился с Габриеле Мюнтер, с которой очень близко подружился. В 1911 году он развелся со своей первой женой и начал отношения с Мюнтер.
В 1909 году он стал председателем «Нового мюнхенского художественного объединения» и участвовал в интернациональных «Салонах» Издебского в России. Он также принимал участие в выставках художественного объединения «Бубновый валет» в 1910 и 1912 годах. В это время он разработал новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи и перешел к чистой абстракции.
После начала Первой мировой войны Кандинский вернулся в Москву, где работал над реалистическими и полуабстрактными полотнами, в основном пейзажами. В 1917 году он вступил в брак с Ниной Николаевной Андреевской.
После революции 1917 года Василий Кандинский активно участвовал в общественной деятельности. Он занимался охраной памятников и был одним из создателей Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук. Кроме того, он преподавал во ВХУТЕМАСе и опубликовал свою автобиографическую книгу «Ступени» в 1918 году.
В период с 1918 по 1921 год он занимал различные должности в художественных и образовательных учреждениях, включая членство в художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, председательство во Всероссийской закупочной комиссии и преподавание в Московском университете. Он также стал вице-президентом Российской академии художественных наук.
В декабре 1921 года он переехал в Берлин для организации отделения РАХН, участвовал в первой выставке русского искусства в Германии и начал преподавать живопись. С лета 1922 года он работал в «Баухаусе» и стал известным теоретиком этой школы. В межвоенный период он получил признание как один из лидеров абстрактного искусства.
Кандинский принял немецкое гражданство в 1928 году, но после прихода нацистов к власти нацистское правительство объявило произведения Василия Кандинского, а также работы его соратников Марка Шагала, Пауля Клее, Франца Марка и Пита Мондриана «дегенеративным искусством». Через два года более тысячи картин и тысячи эскизов были публично сожжены в атриуме пожарной станции в Берлине. В 1933 году ему пришлось эмигрировать в Париж. Там он принял французское гражданство.
Кандинский скончался 13 декабря 1944 года в Нёйи-сюр-Сен, пригороде Парижа, и был похоронен на Новом кладбище Нёйи.
Заключение
Василий Кандинский, выдающийся художник своего времени, пережил немало трудностей на своем пути. Он жил в эпоху войн и революций, а также в период диктаторского правления, и его творчество не всегда находило понимание у окружающих, вызывая критику и недовольство у классиков.
Однако работы Кандинского отличаются яркой красочностью, абстрактными формами и глубоким эмоциональным зарядом. Он стремился к созданию «внутреннего звука» через живопись, веря, что цвета и формы способны вызывать у зрителя определенные чувства. Его стиль развивался от фигуративного изображения к полностью абстрактным композициям, где цвет, линия и форма играют ключевую роль.
Кандинский активно участвовал в движении «Синий всадник», объединявшем художников-авангардистов. Среди его участников были такие известные немецкие экспрессионисты, как Август Маке и Франц Марк. Его теоретические работы, такие как «О духовном в искусстве», оказали огромное влияние на формирование абстракционистского направления в искусстве. Работы Кандинского можно увидеть во многих музеях и коллекциях по всему миру.
Василий Васильевич Кандинский оставил неизгладимый след в истории искусства, став одним из самых значимых и инновационных художников своего времени. Его работы по-прежнему восхищают и вдохновляют людей, демонстрируя величие его вклада в мировое искусство.
