Творчество и жизнь Яёи Кусамы
Японская художница Яёи Кусама (Yayoi Kusama) прославилась своими уникальными работами, в которых она использует повторяющиеся узоры и психоделические изображения. Её творчество затрагивает такие глубокие темы, как феминизм, психология, отношения, навязчивые идеи, саморазрушение и глубокий самоанализ. Но за этими потрясающими работами стоит жизненная история, сложная судьба, полная борьбы и исцеления через искусство.
Ранние годы и страдания
Родившись в 1929 году в Мацумото, Япония. В жизни Яёи с самого детства были галлюцинации и навязчивые мысли, иногда суицидального характера. Она была четвёртым ребёнком в семье, где мать была очень строгой и требовала абсолютного подчинения. Мать часто наказывала её за малейшее непослушание, включая физическое насилие, что сильно повредило психику Яёи. Беспокойное состояние привело к галлюцинациям и видениям, которые могли поставить под угрозу её жизнь. Чтобы помочь ей справиться с этими проблемами, психиатр посоветовал ей заниматься рисованием. Однако мать не поддерживала это увлечение и даже активно противодействовала ему, уничтожив все материалы для рисования, когда Яёи было всего 10 лет. Мать заявила, что она должна готовиться к роли домохозяйки. Это стало источником её психических страданий, которые усилились в виде сильных галлюцинаций в десять лет.
Борьба и исцеление через творчество
В молодости самым важным художественным вдохновением для Яёи стал сборник репродукций картин Джорджии О’Кифф, американской абстракционистки. Она так сильно восхитилась этими работами, что написала художнице письмо, после чего началась переписка, и Яёи решила переехать в Соединённые Штаты. Узнав об этом желании мать Яёи была в гневе.
"Мать бросила мне в лицо конверт с миллионом йен, сказав: «Вот тебе, и никогда больше не переступай порог этого дома»", вспоминает художница.
Художница не владела английским языком, не имела связей в Америке, но была полна решимости заниматься своим искусством и никогда не возвращаться в Японию. Она взяла с собой двести рисунков, уничтожив остальные работы, чтобы не оставлять память о прошлой жизни. В 1957 году она отправилась в Сиэтл, где удалось провести скромную выставку в Галерее Зоуи Дюсанн. Год спустя, следуя совету О’Кифф, Яёи приехала в Нью-Йорк.
Нью-Йорк встретил Яёи не радужными красками успеха, а трудностями и лишениями. Она снимала дёшевое жильё, еле сводила концы с концами, но не теряла веры в своё дело. Несмотря на расцвет абстракционизма в Нью-Йорке, для женщины, особенно азиатки, было чрезвычайно трудно пробиться – практически невозможно. Кусама сняла квартиру без отопления, у неё едва хватало денег на краски, а в холода она иногда рисовала, чтобы согреться. Однажды ей пришлось нести картину, которая была выше её роста, через 40 кварталов Манхэттена, надеясь предложить свою работу Музею Уитни, но получила отказ.
В этот период её творчество не ограничивалось только рисунками – она создавала скульптуры из ткани в горошек, украшала предметы интерьера и одежду мягкими отростками из ткани, строила инсталляции с использованием округлых предметов и зеркальных комнат, создавая иллюзию бесконечного сюрреалистического пространства. Кроме того, она делала коллажи, фотоколлажи и сняла короткий авторский фильм.
Переехав в Соединённые Штаты, Кусама нашла там свободу самовыражения и возможность развития своего искусства. Она стала известной благодаря своим уникальным работам, которые обращались к социальным проблемам и эмоциональным травмам, с которыми она столкнулась в жизни.
Яёи Кусама: Путь к Свету и Цвету
Её работы — скульптуры, живопись, инсталляции — стали ярким отражением не только таланта, но и её внутреннего мира. Особенно запомнились всем горошки — паттерн, который стал её визитной карточкой. Пробиваясь в мире искусства, Яёи сталкивалась с непониманием и отказами, но не сдавалась. Она создавала необычные антикварные костюмы, украшенные яркими красками, и необычные аксессуары, привлекая внимание не только своим талантом, но и оригинальным стилем. Её работы стали воплощением смелости и авантюризма.
Джорджия О’Кифф представила Кусаму арт-дилеру Эдит Хальперт и она стала финансовой опорой художницы на ближайшие несколько лет. В 1959 году Кусама провела свою первую персональную выставку в Нью-Йорке в Галерее Брата (Brata Gallery). О ней высоко отозвался художник и критик из журнала «ARTnet» Дональд Джадд.
Вскоре после этого Кусама сблизилась с скульптором, режиссёром-сюрреалистом и поклонником её творчества Джозефом Корнеллом и стала частью пацифистски настроенной контркультуры – первого поколения хиппи. В 1962 году она стала единственной женщиной, включённой в экспозицию международной групповой выставки Nul (Zero), прошедшей в Амстердамском городском музее Стеделик. В ней участвовали такие выдающиеся европейцы, как Лучо Фонтана и Отто Пине.
Яёи совсем не стеснялась своего психического расстройства и при разговорах часто упоминала о нём. Это сыграло немалую роль в продвижении её яркого стиля и творчества. Отличительной и узнаваемой чертой стал орнамент в горошек, знакомый ей с детства. Художница разрисовывала этим горошком все что можно, выплескивая краску за пределы холста. Двери, окна, полы, мебель, животные – горох повсюду.
Яёи Кусама считается предшественницей поп-арта. Она привлекала внимание нью-йоркцев собственноручно сделанными нарядами, раскрашенными флюрной краской, японскими традиционными одеждами и сумасшедшими аксессуарами. Амбициозная Кусама много трудилась, а её противоестественное визуальное восприятие вызывало интерес среди коллекционеров и ценителей искусства.
В Нью-Йорке Кусама проводила множество провокативных перфомансов. В 1968 году она организовала антивоенный перфоманс на Бруклинском мосту под названием «Self-Obliteration. Anatomic Explosion-Anti-War» («Самоуничтожение. Анатомический антивоенный взрыв»), для участия в котором пригласила представителей ЛГБТ. Художница украсила обнажённые тела протестующих фирменным узором. Парни подняли транспарант с названием перфоманса, а девушки встали посередине моста и поцеловались. Акция вызвала международный скандал; дело дошло до того, что в Киотской школе, где училась художница, потребовали вычеркнуть её имя из списка выдающихся выпускников. На родине к Кусаме относились крайне негативно и называли «бесстыдницей».
Несмотря на славу и плодотворную работу, Кусама постоянно была стеснена в средствах, поскольку не зарабатывала творчеством – основными источниками доходов на тот момент были её журнал и магазин. В 1972 году скончался её ближайший друг Джозеф Корнелл, что стало для неё тяжёлой утратой.
В 1973 году из-за серьезного ухудшения своего здоровья Яёи Кусама вернулась в Японию. Врачи поставили ей диагноз диффузного зоба и миомы матки. После выздоровления художница начала заниматься продажей работ западных художников в качестве арт-дилера. Однако нефтяной кризис 1973 года и последующая рецессия практически уничтожили японский рынок искусства, что прервало карьеру Кусамы.
С марта 1977 года она стала постоянным резидентом клиники Сейва, куда она пошла по собственному желанию из-за синдрома навязчивых состояний. Но даже в клинике она продолжала заниматься творчеством и начала писать. Она выпустила несколько сборников стихов и романов, некоторые из которых получили престижные награды. Например, её роман «Пещера Хастлеров на Кристофер-стрит» получил десятую литературную премию от журнала «Yasei Jidai» в номинации «Дебютный писатель». Кусаме разрешили открыть собственную мастерскую неподалеку от психиатрической больницы и назначили нескольких помощников.
Когда она уехала из Нью-Йорка, она практически была забыта как художник до конца 1980-х - начала 1990-х годов, когда несколько ретроспектив возродили интерес к её работам. Ещё одним поворотным моментом стало участие в Венецианской биеннале в 1993 году, где она представляла Японию.
Её искусство в это время возвращалось к мотивам её ранних скульптур, таких как «Падающие звёзды» (1992), объединяя фаллические выступы с сетчатой структурой. Эти поздние работы развили театральность её ранних инсталляций и перформансов, используя основные цвета и точки.
1990-е годы стали периодом истинного триумфа. Кусама трижды представляла Японию на Венецианской биеннале – в 1993, 1998 и 1999 годах. Её выставки открывались по всему миру. В 1994 году она украсила станцию метро в Лиссабоне. К началу 2000-х годов Кусама стала обладательницей множества престижных наград в области искусства и литературы, в 2006 году она стала первой женщиной из Японии, которой присудили Императорскую премию. Сейчас Яёи считается одной из самых дорогих художников в мире.
Яёи Кусама выставлялась рядом с Класом Олденбургом, Энди Уорхолом, Джаспером Джонсом. Большие ретроспективы её работ проходили в США и Японии.
Кусама считает, что основная цель искусства – приносить радость и вдохновение, а также преобразовывать беспокойство в удивительные "поля бесконечности".
Прижизненный музей японской художницы Яёи Кусама расположен в Токио. Здание создано японской архитектурной фирмой «Kume Sekkei». Пятиэтажный корпус расположен в районе Шинджуку, недалеко от мастерской художницы и психиатрической лечебницы, где Кусама проживает добровольно с 1977 года. По форме здание напоминает пять кубиков, расположенных друг на друга. Внутри здания находятся несколько галерей, пространства с высокими потолками, идеально белыми стенами и скругленными углами. Музей был открыт выставкой «Творчество — это одиночное преследование, Любовь — то, что делает нас ближе к искусству» (Creation Is a Solitary Pursuit, Love Is What Brings You Closer to Art).
Фото: victoria-miro.com, davidzwirner.com, otafinearts.com
