logo2
Вход
Подписывайтесь        ВКонтакте     Дзен     Телеграм      Подписка на дайджест
А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я

Пиотровский Михаил Борисович

Пиотровский Михаил Борисович

Михаил Борисович Пиотровский — выдающийся директор Государственного Эрмитажа, который с 1992 года стоит у руля одного из самых значительных музеев мира. Его жизнь и карьера неразрывно связаны с искусством и культурой, что предопределило его путь с самого раннего возраста.

Ранние годы и образование

Михаил Пиотровский родился 9 декабря в 1944 году (Ереван, Армянская ССР, СССР) в семье эвакуированного из блокадного Ленинграда археолога Бориса Пиотровского, который впоследствии стал академиком и директором Эрмитажа, и археолога, арменоведа Рипсимэ Джанполадян-Пиотровской. Это окружение, насыщенное культурой и наукой, сформировало его интерес к искусству.

После окончания 210-й средней школы в 1961 году Михаил поступил на отделение арабской филологии восточного факультета Ленинградского университета, который окончил с отличием в 1967 году. В течение года он проходил стажировку в Каирском университете, что углубило его знания о культуре и истории Ближнего Востока.

Академическая карьера

С 1967 по 1991 год Пиотровский работал в Ленинградском отделении Института востоковедения АН СССР, где прошёл путь от лаборанта до ведущего научного сотрудника. Его научные интересы охватывали древнюю и средневековую историю Ближнего Востока, включая историю Аравийского полуострова и раннюю историю ислама. Михаил Пиотровский также был участником многочисленных археологических экспедиций на Кавказе, в Центральной Азии и Йемене, где провёл полевые исследования древних торговых путей и раскопки исторических городов. Является историком-востоковедом, арабистом, исламоведом, организатором музейного дела. Доктор исторических наук, профессор. С 1992 года — директор Государственного Эрмитажа. Декан Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). Член Президиума Российской академии наук. Президент Союза музеев России.

Академик РАХ (2001; член-корреспондент 1997). Академик РАН (2016; член-корреспондент 1997). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2017) и Премии Президента Российской Федерации (2003). Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2011). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Его кандидатская диссертация, посвящённая Химйаритскому царю Ассаду ал-Камиле, была защищена в 1973 году, а докторская диссертация о южной Аравии в раннем средневековье — в 1984 году. Пиотровский стал автором более 250 научных работ, многие из которых посвящены археологии и эпиграфике Йемена.

Директор Эрмитажа

После смерти отца в 1991 году Михаил Пиотровский был приглашён в Государственный Эрмитаж на должность первого заместителя директора по научной работе, а в июле 1992 года был назначен директором. Под его руководством музей пережил значительные преобразования, включая внедрение современных технологий, открытие для международных выставок и расширение образовательных программ.

Пиотровский активно выступает за взаимосвязь искусства и образования, делая Эрмитаж центром культурного обмена. Он стал автором и ведущим телевизионной программы «Мой Эрмитаж», где делится своими знаниями и опытом с широкой аудиторией.

Михаил Борисович Пиотровский продолжил генеральную реконструкцию Эрмитажа, начатую его предшественником Виталием Сусловым. Под его руководством была завершена реконструкция Эрмитажного театра, в котором разместились камерный оркестр и академия музыки. Также были сданы две очереди строительства нового фондохранилища в Старой Деревне, что позволило значительно улучшить условия хранения бесценных коллекций музея.

В рамках расширения Эрмитажа Пиотровский инициировал создание галереи актуального искусства и открыл несколько филиалов музея за пределами Санкт-Петербурга. Среди них — филиал в Казани, выставочный центр «Эрмитаж-Гуггенхайм» в Лас-Вегасе, выставочный комплекс «Эрмитаж Амстердам» в Нидерландах и «Эрмитажные комнаты» в Сомерсет-Хаусе в Лондоне. Эти инициативы способствовали популяризации Эрмитажа на международной арене и укрепили его статус как одного из ведущих музеев мира.

В 2014 году в Восточном крыле здания Главного штаба, переданного музею и реконструированного при участии архитектора Рема Колхаса, разместились коллекции русского и европейского декоративно-прикладного искусства, живописи и скульптуры XIX—XX столетий, а также современного искусства. В том же году Государственный Эрмитаж принял масштабную международную биеннале искусств «Манифеста», что стало важным событием в культурной жизни города и страны.

С учетом успешной работы и значительных достижений, в 2016 году Министерство культуры Российской Федерации объявило о продлении контракта Михаила Пиотровского на посту директора музея до 2020 года. В октябре 2019 года Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о продлении полномочий Пиотровского до 2022 года. В сентябре 2022 года распоряжением Председателя правительства РФ Михаила Мишустина полномочия Михаила Пиотровского были продлены еще на три года, что свидетельствует о высоком доверии к его профессионализму и видению будущего Эрмитажа.

Таким образом, Михаил Борисович Пиотровский не только продолжил традиции своего предшественника, но и значительно расширил горизонты музея, внедряя современные подходы к культуре и искусству, делая Эрмитаж доступным и актуальным для широкой аудитории.

Реформа и инновации

Под руководством Пиотровского Эрмитаж пережил настоящую революцию. Он не только модернизировал музейные практики, но и внедрил новые технологии, которые сделали искусство более доступным для широкой аудитории. В его время Эрмитаж открыл свои двери для международных выставок, что позволило представить русское искусство на мировой арене и наладить культурные связи с другими странами.

Пиотровский активно поддерживает идеи о взаимосвязи искусства и образования, внедряя программы для молодежи и студентов, что делает музей не только хранилищем произведений искусства, но и центром культурного обмена и обучения.

Михаил Борисович — человек, который всегда стремится к новым знаниям и открытиям. Его подход к управлению музеем основан на уважении к традициям и одновременно на стремлении к инновациям. Он верит, что искусство должно быть доступным для всех, и активно работает над тем, чтобы Эрмитаж стал «музеем для каждого».

Пиотровский не боится высказывать свое мнение по актуальным вопросам культуры и искусства. Он часто участвует в международных конференциях и форумах, где делится своим опытом и видением будущего музейного дела.

Научная и культурная деятельность

Помимо работы в Эрмитаже, Михаил Пиотровский с 2003 года является первым заведующим кафедрой музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета. Он также является членом Президиума РАН и член-корреспондентом Германского археологического института. Его вклад в культуру был отмечен множеством наград, включая орден «За заслуги перед Отечеством» I степени.

В 2019 году Пиотровский выпустил книгу «От скифов до Кифера», которая представляет собой сборник из 50 статей, написанных к каталогам музейных выставок с 1993 года по сегодняшний день.

Наследие

Михаил Борисович Пиотровский — это не только управленец, но и культурный деятель, чья работа вдохновляет новое поколение. Его усилия по сохранению и популяризации искусства сделали Эрмитаж местом, куда стремятся попасть туристы со всего мира. Он остается символом современного музея, который сочетает в себе традиции и инновации, формируя новое представление о культуре и искусстве. 

За годы работы Михаила Пиотровского Эрмитаж стал не только культурным символом России, но и важным игроком на международной культурной арене. Его усилия по сохранению и популяризации искусства сделали музей местом, куда стремятся попасть туристы со всего мира.

В 2024 году Пиотровский был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, что стало признанием его огромного вклада в развитие культуры и искусства в России.

Михаил Борисович Пиотровский — это не просто директор музея, это человек, который изменил представление о том, каким должен быть современный музей. Его работа вдохновляет новое поколение культурных деятелей, и его наследие будет жить в сердцах людей, которые ценят искусство и культуру.

Фото: Государственный Эрмитаж


Заметили ошибку, сообщите